«Гран-при» — самый правдоподобный фильм о Формуле-1, как он создавался, история

0 0

История первого крутого фильма про гонки. Как «Гран-при» удалось стать легендой

8 октября 2021, 20:15 МСК

«Гран-при» — первый крутой фильм про гонки

Поделиться

Комментарии

Чемпион Формулы-1 на время стал оператором, а Бандини предсказал место собственной смерти….

В декабре этого года исполнится 55 лет со дня премьеры поистине уникального фильма о Формуле-1 под названием «Гран-при». Особенность данной картины заключается в её достоверности, порой граничащей с документальностью. Даже сегодня при всех существующих компьютерных технологиях и спецэффектах пятидесятилетний «Гран-при» смотрится невероятно правдиво. В 1966-м режиссёру Джону Франкенхаймеру удалось сделать практически невозможное: снять трёхчасовой фильм с не самым оригинальным сюжетом, который при этом смотрится на одном дыхании. Как ему это удалось? Давайте попробуем разобраться.

Изначально Энцо Феррари не хотел помогать режиссёру, а Брюс Макларен перекрасил свой болид по просьбе создателей фильма

Согласно задумке главного идеолога и режиссёра фильма Джона Франкенхаймера, работа над картиной должна была идти параллельно с сезоном «Королевских гонок». То есть режиссёр хотел буквально синхронизировать съёмочный процесс с календарём сезона Ф-1, от этапа к этапу следуя по пятам за командами. Естественно, без поддержки гоночных коллективов и ФИА идея Франкенхаймера так и осталась бы идеей. При переговорах с руководством Ф-1 Джон даже прибегнул к помощи своих соотечественников Фила Хилла и Дэна Герни, которые должны были стать неким связующим звеном между американским режиссёром и миром Формулы-1.

В конечном итоге все команды благосклонно отнеслись к тому, что на протяжении всего сезона им придётся делить паддок со съёмочной группой, хотя Энцо Феррари поначалу был скептически настроен к проекту фильма. Комендаторе полагал, что у человека, не имеющего отношения к автоспорту, не получится снять достойную картину про мир гонок. Однако, после того как Франкенхаймер показал ему отснятый материал с Гран-при Монако, Энцо Феррари тут же поменял мнение и благословил режиссёра на создание фильма. В дальнейшем он даже разрешит снять одну из сцен на заводе «Феррари» в Маранелло.

Одной из важнейших фигур в создании фильма стал бывший пилот и основатель собственной гоночной школы Джим Расселл. Именно он вместе со своими механиками адаптировал для съёмок купленные болиды Формулы-3. Раскраска машин полностью соответствовала реальным ливреям того времени. Это делалось не только для достоверности происходящего, но и для того, чтобы упростить съёмочный процесс. Так при внешнем совпадении настоящего и «декоративного» пелотонов у режиссёра появлялась возможность использовать в фильме кадры, снятые во время гонок Ф-1. Кстати, именно по этой причине дебютный сезон в «Королевских гонках» «Макларен» провёл в несвойственной для себя бело-зелёной ливрее. Дело в том, что по просьбе создателей фильма Брюс Макларен перекрасил свой болид в цвета вымышленной японской команды «Ямура» (прямая параллель с «Хондой»).

Что смотреть, пока нет гонок и спорта в принципе: 5 лучших фильмов про автоспорт
Что смотреть, пока нет гонок и спорта в принципе: 5 лучших фильмов про автоспорт

Также Джим Расселл должен был привить актёрам базовые навыки управления гоночным болидом. Однако не у всех исполнителей главных ролей нашёлся врождённый дар к гонкам. Так, например, Брайан Бедфорд, который воплощал на экране персонажа Скотта Стоддарда, не смог овладеть даже базовыми навыками управления машиной. В итоге было решено, что его персонаж будет пилотировать в балаклаве, дабы закрыть лицо дублёра. Вообще единственным актёром, который смог проявить себя за рулём болида, стал Джеймс Гарнер, исполнявший роль Пита Эрона. В честь этого ему даже было доверено исполнять некоторые пилотажные сцены без посторонней помощи.

Кстати, дублёрами в этом фильме являлись действующие пилоты Ф-1. За каждым персонажем был закреплён один гонщик, который в основном и выполнял все опасные для неподготовленного водителя элементы. В честь звёздных дублёров главные герои фильма даже получили свои фамилии. Так персонаж Бедфорда носит фамилию Стоддард – созвучно со Стюарт, герой Ив Монтана Сарти был назван в честь Сёртиса, Эрон – Эймон и, наконец, Барлини – Бандини. Плюс ко всему в основу персонажей легли черты характера, а также некоторые факты из биографии реальных пилотов.

Актер Джеймс Гарнер на съёмках

Актер Джеймс Гарнер на съёмках

Фото: Victor Blackman/Getty Images

Спустя много лет после выхода фильма Франкенхаймер признается, что герой Стоддарда был основан на личности Стирлинга Мосса, Сарти воплощал в себе сразу трёх пилотов – Фанхио, Бера и Фон Трипса, а Эрон был художественным воплощением Фила Хилла. Хотя, если честно, Пит Эрон больше смахивает на Ричи Гинтера – тоже американец с бэкграундом в виде выступления за «Феррари», который принёс японской команде первую победу в истории. Но режиссёру, конечно же, виднее. Ладно, хоть никто не оспаривает, что Барлини – это Бандини.

Помимо помощи в съёмках гоночных эпизодов, многие пилоты также получили экранное время, сыграв соперников главных героев. В качестве камео в фильме появились такие звёзды автоспорта, как Грэм Хилл, Джим Кларк, Брюс Макларен, Филл Хилл, Хуан-Мануэль Фанхио и многие другие.

Главные ляпы «Гонщика» Сталлоне. Ужасному фильму о гонках 20 лет
Главные ляпы «Гонщика» Сталлоне. Ужасному фильму о гонках 20 лет

В Бельгии ФИА разрешила снимать прямо во время гонки

Отдельного внимания заслуживает непосредственно процесс съёмок «Гран-при». Работая над фильмом, Франкенхаймер невольно опередил время и фактически стал первым, кто снял гонки от первого лица. Можно сказать, это были первые онборды в истории. Отдельным квестом стало проектирование конструкций, которые должны были крепить камеры к болидам. Специально под эту задачу был приглашён Билл Фрик – один из лучших в мире разработчиков креплений для кинокамер. Именно он построил те конструкции, благодаря которым появилась возможность запечатлеть гонки с самых разных ракурсов.

В остальных аспектах съёмочная группа также была оснащена на самом высшем уровне. Так, например, в руки операторов попали 20 высокоскоростных камер, специально разработанных для наблюдения за космическими ракетами. Плюс ко всему в качестве помощников в съёмках использовались оборудованные всем необходимым «Шелби» Cobra и «Форд» GT40. «Мобильным съёмочном пунктом» в основном управляли Фил Хилл и Боб Бондурант (в сезоне-1966 принимал участие в некоторых гонках Ф-1).

Фото: Victor Blackman/Getty Images

Кстати, именно с Хиллом связан самый легендарный эпизод съёмок фильма. Американцу выпала честь пилотировать оснащённый камерой «Макларен» прямо во время гонки на «Спа-Франкоршам». Во имя искусства ФИА разрешила машине, не участвовавшей в гонке, проехать один круг сразу после старта – представить подобное сегодня просто невозможно. Кадры, которые удалось запечатлеть Хиллу, навсегда вошли в историю кинематографа.

Также стоит отметить то, как достаточно оригинально подошли киношники к съёмкам аварий. Они просто решили выстреливать из водородной пушки облегчённым болидом (естественно, без двигателя) с манекеном за рулём. Именно таким образом было снято столкновение между Стоддардом и Эроном в Монако – одна из ключевых сцен фильма. Место для кинематографической аварии создателям фильма подсказал Лоренцо Бандини. По трагическому стечению обстоятельств именно в том самом повороте он погибнет в следующем году.

Роковое кино. Гонщик «Феррари» сам указал место, где ему было суждено погибнуть
Роковое кино. Гонщик «Феррари» сам указал место, где ему было суждено погибнуть

Из-за того, что съёмочный процесс был синхронизирован с сезоном Ф-1, авторам по несколько раз приходилось переписывать сценарий фильма. Так, например, по причине того, что «Макларен» пропускал Гран-при Франции, сценаристы не могли задействовать команду «Ямура». Поэтому им пришлось слегка изменить хронологию повествования, а также обыграть ситуацию, в которой Эрон, оставшись без команды, становится журналистом на один Гран-при. Другим эпизодом, едва не выбившим из колеи создателей фильма, стала забастовка рабочих в Италии, из-за которой «Феррари» пропустила этап в Великобритании. В итоге съёмочной бригаде пришлось уговаривать Криса Лоуренса перекрасить его «Купер» в красный цвет, чтобы на общих планах выдать его за болид «Скудерии».

В конце концов, в октябре 1966-го были завершены съёмки «Гран-при», а в декабре того же года фильм вышел в широкий прокат. Чуть позже картина заберёт три статуэтки на церемонии награждения «Оскар». А спустя ещё некоторое время станет «золотой» классикой мирового кинематографа.

Новая документалка про Шумахера прошибает слезу. Но при этом слишком слаба
Новая документалка про Шумахера прошибает слезу. Но при этом слишком слаба
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

12 + 16 =

Яндекс.Метрика